Denn du bist, was du isst.

Сегодня я хочу чуть-чуть рассказать об истории Исландии. Мимоходом и коротЕнько. А на тот случай, если все-таки станет скучно - внутри есть картинки =)
читать дальшеИтак, первым поселенцем в Исландии считается Ингольф Арнарсон, который обосновался на острове аж в 874 году. Свою ферму он построил в одном из заливов и назвал ее Рейкьявик, "Дымящаяся Бухта". До этой даты остров уже был известен викингам, а еще раньше, как считается, туда заплывали одинокие ирландские монахи в поисках уединения. И все же, их было слишком мало, чтобы можно утверждать с полным основанием: когда Арнарсон с семьей и рабами появился на острове, эта земля была абсолютно, девственно пуста. То есть людей здесь не было никогда.

Ингольф Арнарсон с женой. Картинка не моя. Сделать фотографию в музее не получилось - слишком темно, а фотографировать в темноте со вспышкой нам не хотелось.
Если будете в Исландии - непременно зайдите в Перлан (это такая круглая штука на холме, бывшая водонапорная станция, а теперь выставочный зал), внутри есть музей восковых фигур с аудио гидом на английском.
И Арнарсон, несомненно, знал на что идет. Холод, лед и бесконечные пустынные, безжизненные пространства: должно быть, примерно так описывали ему эту землю предшественники. Конечно, Арнарсон представлял себе, насколько тяжелые испытания придется пережить. И, если только подумать о том, каково это было: провести свою первую, темную северную зиму на абсолютно пустом береге, укрывшись в приземистом доме из камней и дерна. Но зато - внутри общины, в семье, в плотно сбитом обществе, которое позже создаст совершенно беспрецедентную систему управления, уникальную литературу, культуру и так далее, так далее...

Это, конечно, не дома викингов, но более новые постройки. Смысл, впрочем, тот же. И да, отвечая на ваш вопрос: Толкиен был в Исландии.
Исландия казалась бедной страной... но только казалась. Тут всегда было туго с деревом, до того туго, что в поздние годы, когда остатки местного леса вырубили на постройки и под пастбища, приходилось довольствоваться одним лишь плавником, который иногда выносило на берег. Тут никогда не ладилось с посевами и с возделыванием земли. Тут и поохотится было особо не на что. Но, тем не менее, в океане и в реках было довольно рыбы, для растопки вполне годился торф и сухие водоросли, овцы неплохо чувствовали себя на горных пастбищах и за лето нагуливали хорошую "шубу" - хватало для себя, оставалось и на продажу.
Вобщем, если где-то есть хоть малейшее основание для возникновения жизни - можете быть уверены, она возникнет. И оставит после себя заметный след, даже если сама природа будет стараться этот самый след превратить в пыль.

Сушеную рыбу исландцы в изобилии заготавливают до сих пор. Только едят почему-то не с пивом, а со сливочным маслом.
Вот что нужно знать о тех людях, которые ступили на этот берег то ли в поисках новых земель и лучшей жизни, то ли спасаясь от гнета норвежского короля (до сих пор ученые высказываются на эту тему с осторожностью). Чтобы приплыть сюда нужно было обладать смелостью, решительностью и... некоторым достатком. Нельзя было просто сесть в лодки и поплыть, куда глаза глядят. Нужно было не просто доплыть, нужно было устроиться на новом месте, а для этого требовалось взять с собой людей, животных, корабли. Короче говоря: нужно было иметь деньги и организаторскую жилку.
Сюда плыли не простые искатели приключений, сюда, в Исландию, плыла тогдашняя "аристократия", бонды. Вот почему общество в Исландии сложилось не совсем обычное. Неправдоподобное сознательное, неправдоподобно "окультуренное". Например, в Исландии никогда не было единого лидера (и нынешний президент, если разобраться, тоже не в счет) - тут беззаветно верили в законы и право "вендетты" (если вы позволите мне это иноземное словечко). Тут почитали своих родичей и свои корни. А еще тут писали саги.

В это трудно поверить, но все эти суровые викинги темными зимними вечерами не резались в кости, не мудохали друг друга (ну ладно... этим они тоже занимались), они собирались, чтобы послушать и рассказать истории, они читали и, наконец, сочиняли саги. Почти весь скандинавский эпос является заслугой исландских скальдов. И если по поводу Старшей Эдды есть некоторые сомнения, то Младшая - она исландская, целиком и полностью. Помимо этого есть еще и чисто местные саги, рассказывающие о достижениях выдающихся исландцев. И если вы не слишком хорошо разбираетесь в данном вопросе, просто поверьте мне: это колоссальный вклад в литературу и в историю, и сделан он именно этими людьми, которым, быть может... просто нужно было чем-то занять долгие полярные ночи.
Ладно, шучу. Не все так просто. Поэзия скальдов - вообще предмет крайне сложный, многослойный и интересный. Да, эти дикие бородатые парни в вонючих башмаках из кожи лосося, знали толк в искусстве. И стремились донести свое слово до потомков.
Исландия, эта страна лавы, огня и безжалостных ветров, где не сохранилось ни одной крупной постройки, материального культурного памятника, оставила миру богатейшее нематериальное наследство в виде саг. И тут дело не только в исторической и литературной ценности. Благодаря исландским сагам, в которых содержались подробнейшие данные о всех выдающихся исландцах, их сегодняшние потомки могут проследить свое родовое древо вплоть до первых поселенцев. И чтобы это сделать исландцу не надо далеко ходить: просто открыть местный сайт, ввести данные и... вуаля! У вас есть родовое древо вплоть до 800-х годов. А еще этой информацией можно поделиться в фейсбуке и посмотреть, кто из твоих друзей тоже ведет род от Ингольфа Арнарсона.

Вулканическая пыль везде. Она делает ледники грязновато-серыми, а снимки из цветных превращает в монохромные. А еще по вулканической пыли археологи отсчитывают время: если срезать пласт почвы или ледника, можно точно посчитать года и столетия, как кольца на дереве. Вот в этом году извергалась Хекла, вот в том - может быть, и совсем далекий от Исландии Везувий.
А что же благодарные потомки? Они не просто гордятся своим культурным наследством, они бережно охраняют его. Ну, например, исландский язык. Вы знаете, что он почти не изменился с момента заселения Исландии? И это при том, что его единственными носителями являются, собственно, исландцы, которых на острове... 350.000 человек. Да, я не описалась: всего триста пятьдесят тысяч человек. Или около того.
Если переписать тексты древних исландских саг современными символами, их сможет читать и понимать любой исландский школьник. Сам же исландский язык похож на норвежский. То есть, норвежец исландца поймет, но исландский язык для него будет звучать, как некая старинная версия собственного языка: "Аз есмь..."
И раз уж мы пошли изучать историю, то вот еще один важный факт. Парламент Исландии - альтинг, считается старейшим парламентом в мире. Он впервые собрался в 930 году в уникальном месте, прямо на стыке нынешней Америки и Европы, в месте, будто самой природой подготовленном для этой миссии. Здесь, на равнине, две тектонические плиты соединяются, и одна из них заметно возвышается над другой. Таким образом, если говорящий будет стоять лицом к этому природному скалистому "отражателю", его речь будет хорошо слышна всем слушателям. Альтинг существует до сих пор (хотя заседает уже в Рейкьявике), несмотря на былые попытки ненавистной Норвегии запустить лапы в личные дела исландцев.

Тингветлир, место заседания древнейшего парламента. Вообще со словом "парламент" нужно обращаться осторожно, поскольку зачатки именно парламента существовали и ранее, но почему-то именно исландский называют "древнейшим". Короче говоря - за что покупала, за то и продаю.
Альтинг был не только органом управления и местом, где исландцы могли встретиться, пообщаться, заложить основы будущих брачных соглашений, но и судебной властью. Закон всегда считался в Исландии священным словом. В судебном споре правым считался тот, кто хорошо знал законы и был в состоянии умело ими оперировать. Ну а тот, кто не мог защитить себя по причине плохого понимания законов, получал заслуженную кару. Все справедливо: если ты не знаешь законов - ты плохой гражданин, а следовательно, должен понести справедливое наказание. К слову сказать, смертная казнь в Исландии практиковалась в самых крайних случаях, но куда более тяжелым наказанием считалось изгнание. Да, именно отсечение человека от своей земли, истории, корней - всего того, что составляло для исландца основу его жизни.

Мы до сих пор не слишком хорошо понимаем этих северных людей, представляя викинга этаким разбойником в рогатом шлеме. Хотя, если уж мы взялись за срывание покровов, то надо сказать, что рогатых шлемов викинги никогда не носили и, прежде всего, были не разбойниками, а умелыми торговцами и мореходами. Другое дело, что в некоторых случаях священное "право сильного" позволяло им присвоить себе то, что плохо лежит.
И все же, идеалом исландского викинга был отнюдь не бравый воин и даже не сильный король, а мудрый носитель буквы Закона и сочинитель саг, скальд. При этом скальду или законнику не возбранялось быть хорошим воином. Таким, например, был Эгиль, герой именной саги. Уродливый, скорый на гнев, сволочь и пройдоха... и в то же время, великий скальд.

Вот еще одно место, которое стоит посетить: музей поселенцев в Боргарнесе, с отличной экспозицией, собственно, про заселение. И еще одной бонусной выставкой, посвященной Саге об Эгиле. Выставка сделана очень креативно + есть аудио гид на русском. Фото отсюда. Не любитель я фотографировать в музеях.
Мне бы хотелось рассказать чуть больше об истории Исландии, о многих выдающихся бородачах. Ну хотя бы о парне по имени Лейф Эрикссон, знаменитом исландце, который потоптался по Америке задолго до Колумба. Или о Снорри Стурлусоне, выдающемся писателе, политике и дипломате, памятник которому посещает при каждом своем визите в Исландию премьер министр Норвегии. Той самой Норвегии, которая в далеком-далеком году жестоко отомстила Снорри за предательство. Но предательство в пользу исторической родины...
Но, пожалуй, я не буду утомлять вас историческими событиями. Мое дело - только коснуться краешком, заинтересовать и, может быть, заставить вас заглянуть чуть глубже в историю.
Так что на сегодня, наверное, все.

@темы: фото, борода и свитер
Так странно смотреть на такую фотографию)
они собирались, чтобы послушать и рассказать истории, они читали и, наконец, сочиняли саги.
Это здорово) И правда сложно представить, но как же здорово)
Да, именно отсечение человека от своей земли, истории, корней - всего того, что составляло для исландца основу его жизни.
Такие ценности вызывают уважение.
Вообще спасибо за пост, очень интересно.
я тоже подумала, что тебе будет интересно почитать про всяких северных парней.