Боги умерли и солнце остановилось в небе...
Banner Saga - больше всего напоминает те книжки, помните, в бумажной обложке, где "киньте кубик и перейдите на страницу 6". В одной надо было спасти принцессу, в другой быть мушкетером, в третьей какого-то пустынного мага урезонивать. Но объединяло их одно - кажется, там было невозможно выиграть. Потому что решения всегда приводили к какой-то жопе. К непредвиденной жопе, которую никто не мог предугадать. Ты мог дойти до спящей принцессы, обойти кровать не с той стороны, напороться на отравленный шип и проиграть. Так что всегда будь начеку - держи палец на странице с ключевым решением. Или делай закладки, если пальцы кончатся. Так вот, в Banner Saga сохраняться нельзя... вернее, мы потом обнаружили, что игра таки сама делает сейвы в некоторых ключевых точках. Но лучше об этом не знать, серьезно. Потому что за каждого твоего павшего героя ты должен расплачиваться слезами и кровью, потому что где-то что-то пошло не так. Так. Должно. Быть.
читать дальшеА еще эта игра похожа на хорошую текстовую ролевку с очень злым мастером. Мастером, который к чертям слал все правила геймерского этикета. Небольшой спойлер.Ты нашел шкатулку у идола божества и три хода с ней мудохался, зная что всегда что-то дают в конце. ВСЕГДА. Но нет. Она не открылась и все, иных вариантов не предусмотрено, пошли дальше. В это время ты мог делать что-то хорошее, мог найти еды для своего каравана, чтобы они перестали дохнуть, но ты мудохался со шкатулкой, потому что надеялся - "вдруг там, блин, еда?.." - а люди ждали и умирали. Вот и живи с этим.
Эта игра мастерски погружает в глубины отчаяния, раз за разом, все хуже, хуже, и хуже. Здесь есть что-то от "Властелина Колец" - и по градусу нарастания пафоса и безысходности, и по манере повествования - с двух точек зрения: от лица эпичной армии рогатых мужиков и от предводителя каравана полуголодных беженцев.
Объединяет две линии повествования одно: за кого бы ты ни играл, какие бы решения не принимал - ты всегда будешь думать, что ошибся, что хороший вариант развития событий был, но ты просто слажал. Хотя мне все больше кажется, что все пять развилок ситуации приводят все к той же жопе, только варианты глубины погружения слегка разные.
Мир погибает. Боги умерли, солнце остановилось в небе. Что еще я могу сказать?..
Это мастерски выстроенный сюжет, где все плохо. Да, это именно то, что сделали бы Bioware, если бы им не надо было заботиться о том, чтобы продюсеры и фанаты были удовлетворены (последнее слово имеет множество значений, вот я как раз про то самое...). Видимо, разработчики решили выкинуть все, что успело задолбать в прошлых проектах - счастливые концовки, бесполезные вариации ответов и решений, которые все равно ни на что не влияют и все у всех всегда хорошо (в той или иной мере), секс... необходимость продумывать героям Типа-Непростую-Судьбу, чтобы потом, опять же, предварительные ласки были более захватывающими... Здесь нет хороших вариантов, только плохие. Здесь рука потеет на мышке, потому что ты уже давно так не волновался, принимая игровые решения. Даже секса нет (потом по сюжету даже обоснуют почему).
Здесь даже игровая механика такая, что всем от нее больно. И тебе, и твоим соратникам. Прокачанные герои погибают в дурацких стычках, уносят в могилу опыт и накопленные артефакты, и ты думаешь: "Ну что, кто будет нашим следующим танком? Кто из этих рыл точно не предатель и не кинет нас в следующем кабаке?"
В принципе, я играла бы в эту игру только за визуальный ряд, за рисовку, за атмосферу льда и холода, за чудесные фьорды и красные знамена на ветру. Я бы играла только за саундтрек от Austin Wintory и Malukah. Играла бы, потому что сто лет уже не делали толковые пошаговые стратегии.
Но главное тут другое. Главное атмосфера. Все плохо, все еще хуже, вы еще не знаете, как плохо оно может быть. И все равно - нужно бороться, идти вперед, потому что... у каждого свой резон.
Главное - герои, за которых начинаешь переживать сразу же, с первых кадров, с тех небольших красочек, которые делают их невероятно живыми.
Эта игра, которая могла сложиться только как инди-проект. И она бесподобна.