Исландия. Лава.
читать дальшеИсландия - это сравнительно молодой остров, родившийся на стыке тектонических плит и до сих пор разрываемый на части вулканическими процессами, которые порою дают "прикурить" всему миру. Крупные извержения происходят тут раз в 4-5 лет, но в мире об этом мало кто догадывается: в Исландии действительно слишком мало жителей, чтобы довести статистику пострадавших до первой полосы. Например, после того самого грандиозного извержения вулкана Эйяфьятлайокудль (и да, я уже пишу его "без бумажки" - в туристических лавках это расхожий товар: Исландцы, похоже, отчасти горды произведенным троллингом мирового масштаба), произошло другое, куда более крупное и разрушительное извержение. Но об этом никто не узнал: тяжелый пепел сразу осел на землю. В то время, как более легкий пепел Эйяфьята улетел далеко-далеко в атмосферу.
Исландия увеличивается примерно на два метра за сто лет. Как пошутил наш гид: "Покупка земли в Исландии это хорошее вложение денег: дивиденды будут расти". Тектонические плиты продолжают расползаться в стороны и все, что "растягивается" здесь, в Исландии, компенсируется на обратной стороне шарика - в перенаселенной Японии, где плиты сталкиваются - с известным эффектом...
Основной тон Исландии - черный. Однако, не нужно думать, что здесь вас ждут только однообразные ландшафты. Нет, в этом месте достаточно контрастов, чтобы удивить даже самого искушенного путешественника.
Большую часть территории Исландии занимают лавовые поля, те самые фантастические ландшафты, на которых тренировали астронавтов перед полетом на Луну. Впрочем, на меня эти огромные, пустынные земли не произвели удручающего впечатления: напротив, именно здесь можно собственными глазами увидеть, как упряма и сильна природа. Лавовые поля - наилучшая иллюстрация к тому, как развивалась растительность на Земле.
Первым появляется мох, в засушливые месяцы серовато-белый, после дождей - зеленый. Моховая прослойка нарастает несколько сотен лет, и только через тысячу лет здесь появится первая настоящая растительность - вереск и мелкие ягоды, например, crowberry (по-нашему "водяника" или "вороника"). И уже намного позже здесь появятся первые низкорослые кустарники, и в далекой-далекой перспективе - деревья.
Исландцы упрямо пытаются сажать деревья, но этот "полный боли процесс" (как выразился гид) стоит им огромного вложения сил и денег. Деревьев здесь крайне мало, в основном все леса (хотя их и лесами-то назвать можно с большой натяжкой) сосредоточены вокруг городов. Деревья тут, как правило, не вырастают выше одного метра, и на этот счет у исландцев есть шутка: "Если потерялся в исландском лесу - просто встань на ноги".
Но даже без растительности эти земли поражают разнообразием красок: это черный пепел и красное железо в почве, это сера, придающая озерам невероятный бирюзово-зеленый цвет, это клубы белоснежного пара, тут и там вырывающиеся из под земли, это лиловые пятна вереска, а весной - цветущие грозди люпинов. (Люпины и некое растение вроде борщевика - самые настырные наши сорняки - здесь считаются за благо, так как именно эти "сорняки" в Исландии помогают противостоять эрозии.) И все это увенчано белыми шапками ледников, которые в солнечную погоду так хорошо видно на горизонте.
Ничего удивительного, что в таком месте живут совершенно особенные люди. Но об этом, традиционно, в другой раз.